Парфюмер. История одного нарцисса

Замечательная Нина Рубштейн изготовила роскошный разбор главного героя фильма (именно фильма!) «Парфюмер».

Ярко, наглядно, точно.

Рекомендую от всей души.



Начнем с того, что первое, с чем сталкивается герой в своей жизни — это с абсолютной детской депривацией. Он напрочь лишен любви, заботы, ласки. Однако, он обладает талантом, который помогает ему выжить — вся его чувствительность обращается в нюх, это единственный канал восприятия, который у него не заблокирован. Соответственно, вся сила направляется туда.

У ребенка, столкнувшегося с таким подавляющим уровнем депривации, обычно, выявляется один-дав таланта, которые обеспечивают его выживание. борясь за свою жизнь, он вырабатывает инструмент, который его спасает от смерти физической, но, увы, не спасают от разрушения психики.

Встречаясь со смертельной опасностью, ребенок вынужден таким образом трансформировать свое восприятие, чтобы ему удалось выжить. Так поступает каждый из нас в травме. детская психика в этом смысле чрезвычайно креативна. Однако, если травматика повторяется изо дня в день, способ действовать, способ жить закрепляется на всю жизнь и больше не меняется. Если только не психотерапия или терапия жизнью.
Таким образом то, что в детстве было креативным способом выжить, в подростковом возрасте складывается в абсолютно жесткую, ригидную конструкцию и человек уже не может адаптироваться к остальному социуму.

Парфюмеру в бессознательном возрасте удалось подавить свою эмоциональную чувствительность, однако он не смог подавить нюх. И как любой ребенок, чрезвычайно нуждающийся в любви для своего роста и развития, весь его нюх ушел в поиски любви.
Так любой из нас может обнаружить, что то, что в нем признали, что не подавили, что смогло развиться, мы используем для поисков любви. Кто-то становится художником (в широком смысле этого слова), кто-то пытается стать идеальным родителем, бизнесменом, преподавателем, ученым, супругом, мыслителем (…и так далее), и тогда все силы направляются в этот канал. Некоторые ищут любви всеми способами, которые приходят к ним в голову. И для получения любви, естественно, по закону трансфера, выбирают фигуру, наиболее подходящие на роль родителя — начальник, звезда, учитель, любая другая авторитетная фигура.

Трагедия Парфюмера заключалась в том, что он не встретил в своей жизни достаточно милосердного учителя, а потому не научился любить сам. Любви можно научиться только от любящих людей.

Все, что он мог — это заставить других людей почувствовать то, в чем он так сильно нуждался сам. И единственный, доступный ему способ был — это создать запах, благодаря которому люди почувствуют силу его потребности в любви. Это убийственная сила, чрезвычайный всепоглощающий голод, который на своем пути сжирает жизни и других людей, и его самого.

Так многие из нас шлифуют свои таланты или то, что они считают талантами для того, чтобы добиться любви. Голод по любви ведет нас. Как сказал Гришковец в спектакле «+1», «Как много же вокруг не-любви!».

Этот путь у разных людей проходит по-разному.

Одни люди совершенствуются в этом процессе, обнажая новые и новые грани своей личности и начиная принимать в себе все то, что не приняли, не подтвердили родители. Другие, имея лишь один-два разрешенных себе канала для самовыражения, коллапсируют, поскольку их дыра, существующая на месте потребности в любви, никогда не насыщается. Она невосполняема постольку, поскольку у такого человек нет опыта любви, нет опыта принятия его другими людьми, а так же он не может принять и переварить поддержку и любовь, поскольку как только кто-то начинает его принимать, поначалу он отказывается в это верить (ибо его опыт другой), а потом набрасывается на того, кто его принимает со всей своей жадностью и голодом. И может разорвать на кусочки. Ибо он страшно голоден.

Оригинал заметки и мега-богатое обсуждение (с раширением исходной мысли, так что рекомендую) находятся тут, у Нины в журнале.

Кстати, Нина так же разбирала ещё одного культового персонажа — Горлума-Смеагорла из «Властелина колец». Ознакомиться можно здесь.


На главную

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.