«Она сама виновата!»: почему обвиняют жертв изнасилования

культура насилия. культура изнасилования. лернер. вера в справедливый мир. гипотеза справедливого мира. Удивительное дело — столкнувшись с ситуацией насилия (и особенно изнасилования), многие люди начинают обвинять в первую очередь жертву. Дескать, нечего было носить провоцирующую одежду, провоцирующие каблуки и вообще появляться на улице.

Многие думают, что такое распространено только на просторах СССР. Спешу утешить — точно так же обстоят дела ещё как минимум в одной стране — США. Там всё ровно так же — жертва изнасилования сама виновата в изнасиловании, жертва разбоя — в нападении.

Вот одно из характерных исследований (Carli et al., 1989, 1999). Учёные предлагали участникам эксперимента прочесть детальное описание отношений некоего мужчины и некоей женщины (начальника и подчинённой, однокашников в колледже и так далее). Например, начальник, слегка запинаясь, приглашает подчинённую на ужин. После ужина они едут к нему и выпивают немного вина. А потом….

Финал истории отличался. Одной части испытуемых выдавали финал, где начальник вставал на одно колено и предлагал женщине выйти за него замуж. А второй части приходилось читать менее радужное окончание истории — начальник валил женщину на диван и насиловал.

И вот что интересно. В первом случае (с предложением замужества) все читатели видели трогательную историю застенчивого мужчины, который долго решался признаться в своих чувствах.

А во втором — жуткую историю коварного маньяка, который заманивал глупенькую жертву в свои тенета. Более того, они настаивали, что она сама виновата в том, что с ней случилось.

Дело, напоминаю, было в США.

Из тенденции обвинять жертву насилия и изнасилования был сделан поспешный вывод о существовании «культуры изнасилования», где изнасилование поощряется (как минимум — не осуждается), женщина объективизируется и вообще всё плохо.

В реальности же никакой культуры изнасилования не существует. Существует феномен веры в справедливый мир (вelief in a just world). Люди искренне верят, что мир устроен справедливо и каждый получает по заслугам. 

Изнасилованные виноваты потому, что вели себя провокационно (Borgida & Brekke, 1985), избитые жёны сами вызвали агрессию (Summers & Feldman, 1984), бедняки сами ленятся работать (Furnham & Gunter, 1984), заболевший сам вызвал у себя болезнь (Gruman & Sloan, 1983).

Открыл феномен веры в справедливый мир Мелвин Лернер с коллегами.  Он провёл множество экспериментов и от результатов этих экспериментов волосы натурально встают дыбом.

Взять хотя бы классический эксперимент с «отвратительной жертвой».

Суть эксперимента проста. Его участники наблюдали за процессом обучения (разумеется, подстроенным). «Ученица» должна была выполнять задачи на запоминание, а за ошибки её били током (так думали участники; на самом деле никого не били, всё было «понарошку»).

Обратите внимание — участники эксперимента только наблюдали. И когда их попросили оценить «ученицу», они, по идее, могли проникнуться состраданием и пожалеть бедную девушку, которая честно старалась выполнить задачу как можно лучше, но всё равно получала болезненные удары током.

Но на практике участники эксперимента высказывались о девушке нелестно. «Она сама виновата», «нужно было быть внимательнее», «нечего было браться, раз не можешь», «она это заслужила»… Знакомые слова, верно?

Наблюдение за жертвой почему-то вызвало не сострадание, но порицание.

Лернер считал, подобное унижение беззащитной жертвы возникает из-за веры «я – справедливый человек, живущий в справедливом мире, в котором каждый получает то, что заслуживает» (Lerner, 1980).

Это позволяет несколько унять ужас перед неконтролируемой жизнью и внести в неё хоть какую-то определённость (иллюзорную, конечно же). Это что-то вроде магической практики — если только плохие получают плохое, то если я буду хорошим, беда пройдёт стороной.

А если кого-то беда стороной не обошла — значит, поделом ему.

Любопытно, что при этом есть важный момент — наблюдатели отвергают и принижают жертву тогда, когда не в силах изменить участь жертвы. Если они могут вмешаться и что-то поправить, они часто не так критичны.

Как вы понимаете, в случае произошедшего изнасилования отменить случившееся нельзя. Поэтому гораздо легче обвинить во всём жертву, чтобы сохранить свою веру в справедливый мир.

Конечно, человек, подвергшийся насилию, тоже совершил какой-то вклад в эту ситуацию. Но слепо верить, что ему (ей) досталось «поделом», — значит не учитывать неконтролируемые факторы, на которые человек никак не может повлиять. В изнасиловании виноват насильник, в грабеже — грабитель, и только так.

Другими словами, если вам захочется обвинить жертву изнасилования в том, что «не надо было надевать такое платье», смолчите и хорошенько подумайте — зачем вы собирались это сказать на самом деле. А потом, если действительно ничем помочь не можете, просто промолчите. Это будет лучше для всех. И, конечно, если можете помочь — помогите. Словом, делом — помогите. Не можете помочь — молчите.

Подведём итоги. Люди обвиняют жертв насилия (и изнасилований), чтобы сохранить свою веру в справедливое устройство мира. Такая вера позволяет снизить неопределённость жизни и создаёт иллюзию контроля. Культуры изнасилования нет — есть частный случай веры в справедливый мир.

А у меня всё, спасибо за внимание.

***

Другие интересные заметки — здесь.

PS. Понравилась заметка? Поделитесь её в своей любимой социальной сети. Жмите на соответствующую кнопочку.

«Она сама виновата!»: почему обвиняют жертв изнасилования: 87 комментариев

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Ольга, можно перепечатывать куда угодно, лишь бы ссылка была. Но предупреждаю — вас вряд ли поблагодарят за такой перепост, увы.

      1. S.

        Но предупреждаю — вас вряд ли поблагодарят за такой перепост, увы —
        Держите первое «спасибо») — прочитала именно в том сообществе, утащила в закладки. Есть над чем поразмышлять. Раньше не смотрела на проблему с предложенной стороны.

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          Держите первое «спасибо») — прочитала именно в том сообществе, утащила в закладки.
          _Неожиданно! 🙂 Но рад, искренне рад, что так 🙂

      2. scarecrowd

        Павел, в очередной раз замечаю, что у вас странное мнение о феминизме и феминистках. Впрочем, последних (и называющих себя таковыми) очень много, так что при желании можно подобрать массу примеров к любому мнению.

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          Павел, в очередной раз замечаю, что у вас странное мнение о феминизме и феминистках.
          _А вы загляните в те сообщества, куда перепостили эту заметку и сразу поймёте, на чём основано моё «странное мнение» 🙂

  1. Маргарита

    Доброе утро, Павел!
    Я встречала точку зрения, что культура изнасилования — это не просто онасамавиновата, а ситуация, когда жертв грабежей и убийств жалеют много больше, чем жертв изнасилования.

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Доброе утро, Маргарита.

      Я встречала точку зрения, что культура изнасилования — это не просто онасамавиновата, а ситуация, когда жертв грабежей и убийств жалеют много больше, чем жертв изнасилования.

      _Уверен, есть ещё много таких точек зрения, которые мы не знаем 🙂 Или вы о чём-то другом?

  2. Алена

    ПАВЕЛ, А как же эмпатия? Не ужели никто девушке из экср рипентгв а током не посочувствовал? А если взять шире- Освенцим и подобное. Тоже будут говорить, что евреи сами виноваты? Может человек подсознательно боится стать жертвой? Хотя вц как раз наверное об этом говорите.

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      ПАВЕЛ, А как же эмпатия?
      _Увы, никак.

      Не ужели никто девушке из экср рипентгв а током не посочувствовал?
      _Увы, нет.

      А если взять шире- Освенцим и подобное. Тоже будут говорить, что евреи сами виноваты?
      _Да, так и есть.

      1. Алена

        Павел, вы сейчас фактически сказали, чтот меня не существует)
        Не хочется, верить, что все так грустно. Есть же чувствительные люди. И про эмпатию я не поняла, вы отрицаете её существование?
        Простите за ошибки, пишу с телефона.

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          Павел, вы сейчас фактически сказали, чтот меня не существует)
          _Это почему же, Алёна? 🙂

          Есть же чувствительные люди.
          _Одно другому не мешает, увы.

          И про эмпатию я не поняла, вы отрицаете её существование?
          _Ни в коем случае.

  3. Околодно

    Культура изнасилования, как было сказано выше — это не только обвинение жертвы, но и сексульная объективация, и банализация подобных эпизодов (часто восприятие жертвы настолько искажено, что она не считает акт секса по принуждению — изнасилованием).

    Павел Зыгматович, вы признаете наличие этих двух составляющих в обществе (российском, например)?

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Павел Зыгматович, вы признаете наличие этих двух составляющих в обществе (российском, например)?
      _Да, разумеется.

      Однако, это не означает, что есть какая-то культура изнасилования. Это означает, что есть очень плохие феномеры общественной жизни, которые хорошо было бы устранить и, смею надеяться, они потихоньку устраняются. Но объединение их в некую «культу изнасилования» только ухудшают ситуацию (хотя и облегчают публицистическое освещение вопроса).

      Есть, ответил?

      1. Околодно

        Да.
        Вы видите аспекты проблемы изнасилований, но не согласны с объединением их в систему и называнием этой системы «культурой изнасилования», если правильно понимаю.

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          Вы видите аспекты проблемы изнасилований, но не согласны с объединением их в систему и называнием этой системы «культурой изнасилования», если правильно понимаю.
          _Да, всё верно. Нужно ли пояснить почему так?

          1. Павел Зыгмантович Автор записи

            Было бы очень интересно услышать.
            _Строго говоря, я уже приводил объяснение — в заметке выше. То, что называют частями «культуры изнасилования» на самом деле является частными случаями больше широкого явления. К примеру, та же объективизация бывает не только в сексуальном плане, но и в экономическом, и в политическом, и в культурном.

            Упомянутая вами банализация тоже гораздо шире. Например, психологическое насилие люди часто не замечают. Вот пример — я написал об этом заметку, посмотрите, что началось в комментах — http://zygmantovich.com/?p=6132

            Теперь о том, почему я против объединения этих и других феноменов в «культу изнасилования». Выделяя частные случаи, мы фокусируемся только на них, тогда как остальное остаётся за бортом. Плюс, представляя жертвами только женщин, мы вызываем агрессию мужчин (из-за защитной реакции), что снижает их чувствительность к ситуации.

            Рассматривая же эти феномены в широком контексте, мы избегаем этих минусов (правда, создаём трудности в освещении и снижаем эмоциональный накал публицистики). На мой взгляд насилие, объективизацию, банализацию, унижения достоинства, неуважение к людям, безразличие к их благополучию — это общечеловеческие проблемы и решать их нужно в широком, тоже общечеловеческом, контексте.

            Например, я категорически поддерживаю все действия против домашнего насилия со стороны мужчин — и пропаганду недопустимости этого, и убежища для жертв насилия, и реабилитационные мероприятия, и т.п. Но я так же против домашнего насилия со стороны женщин — в адрес мужчин. Со стороны мужчин — в адрес престарелых родителей. Со стороны женщин — в адрес престарелых родителей. Со стороны родителей — в адрес детей. Со стороны сибсов — в адрес других сибсов. В общем, против любого насилия в семье. Но говоря только о «культуре изнасилования» (и даже о культуре насилия) мы не замечаем этих фактов, а они есть, и они ужасны.

            Ответил ли я на ваш вопрос?

  4. Околодно

    Да, позиция практически ясна.
    Есть спорный момент:
    Но я так же против любого насилия в семье. Но говоря только о «культуре изнасилования» (и даже о культуре насилия) мы не замечаем этих фактов, а они есть, и они ужасны.
    Концепция «культуры изнасилования» подразумевает, что существует глобальная тенденция дегуманизации и использования личностей именно женского пола личностями именно мужского, и эта тенденция является связующим звеном тех частей проблемы объективации, банализации итд, которые пересекаются с изнасилованиями. Эта концепция не мешает замечать существование негендерных частей проблемы объективации (например, экономической) или насилия (например, в адрес престарелых родителей) итд.

    Действительно, неразумно было бы из всех проблем, связанных с насилием, рассматривать только изнасилования. Действительно, любые проблемы разумнее решать системно: человеческое отношение ко всем людям, без фокусировки на том, какого они пола.
    Но гендерное неравенство — тоже общечеловеческая проблема.

    Стало интересно узнать ваше мнение по следующему вопросу:
    Возможно ли решить проблемы человеческого взаимодействия, включая гендерный перекос, без постановки проблемы гендерного перекоса (упоминание которого поначалу будет вызывать протест у большого, если не большего, процента людей)?

    Или вы считаете, что на данный момент гендерного перекоса нет / он достаточно небольшой, чтобы проблемы человеческого взаимодействия можно было решить без признания его наличия (с такой точки зрения концепция «культуры изнасилования» действительно бесполезна)?

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Концепция «культуры изнасилования» подразумевает, что существует глобальная тенденция дегуманизации и использования личностей именно женского пола личностями именно мужского,
      _Да, есть такое. И это большая ошибка — потому что ровно такая дегуманизация и использование идёт со стороны в адрес мужчин. Ровно, повторюсь, такая же. Это неприятно замечать (кстати, и мужчинам тоже), но такая тенденция, увы, есть. Другими словами, мы опять видим частнрый случай более широкого явления.

      Возможно ли решить проблемы человеческого взаимодействия, включая гендерный перекос, без постановки проблемы гендерного перекоса (упоминание которого поначалу будет вызывать протест у большого, если не большего, процента людей)?
      _Как ни странно — да. Упомянутый гендерный перекос существует ведь не только для женщин (всякие там «стеклянные потолки» и прочее), но и для мужчин (я видел статистику по европейским молодым отцам — послерождения ребёнка они начинают работать на треть больше и на треть меньше спать). И решать нужно проблему экономические, в первую очередь. Если говорить уже — нужно решать проблему выживания пары с детьми. Например, хорошо бы, чтобы и мужчина, и женщина равно участвовали в уходе за ребёнком, но родитель, который будет часто отсутствовать на работе, не нужен нанимателю. Таким образом, кто-то обречён лопатить со всей дури (обычно мужчина), а кто-то (обычно женщина) обречён запереться в четырёх стенах.

      Решение экономической стороны вопроса быстрее приведёт к устранениям гендерных перекосов (настаиваю, их два), чем сосредоточение на гендерном перекосе в адрес женщин.

      Таким образом, суммирую.
      1. Гендерный перекосов — два.
      2. Признавать их наличие если и нужно, то только в таком парном виде.
      3. Причиной (основной) таких перекосов является экономическая ситуация, а не зловредность одного из гендеров.
      4. Устранение гендерных перекосов лежит, прежде всего, в области экономики.

      Есть, ответил?

  5. https://www.facebook.com/profile.php?id=100005921824600

    Спасибо Павел. Это действительно очень хороший материал. Не об изнасиловании как таковом, а об человеческой вере «если Я буду хорошим и все буду делать правильно, то со МНОЙ не случится плохого». Откуда это убеждение?

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Откуда это убеждение?
      _Пёс его знает. В такие дебри залезать бесполезно — всё равно на текущем уровне развития науки мы не можем достоверно установить эти причины.

      Ответил? 🙂

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          Возможно, из религии?
          _Как я уже писал — на текущем уровне развития науки это установить невозможно.

  6. Наташа

    Здравствуйте, Павел!
    Очень понравилась заметка, и особенно:

    «Любопытно, что при этом есть важный момент — наблюдатели отвергают и принижают жертву тогда, когда не в силах изменить участь жертвы. Если они могут вмешаться и что-то поправить, они часто не так критичны.»
    Тогда в этом случае пресса с её берновской игрой в «посмотрите, какой ужас!» оказывается вредна.

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Здравствуйте, Павел!
      _Здравствуйте, Наталья!

      Только в этом случае пресса с её берновской игрой в «посмотрите, какой ужас!» оказывается вредна.
      _Думаю, не только в этом :))

      1. Наташа

        Если есть возможность, поправьте мой комментарий: не «только в этом случае», а «тогда в этом случае». И получается по проф. Преображенскому «Не читайте по утрам советских(зачеркнуто) -российских(зачеркнуто)-беларусских(зачеркнуто)-гдетотамских газет».
        И фильтруйте информацию.
        «А потом, если действительно ничем помочь не можете, просто промолчите. Это будет лучше для всех. И, конечно, если можете помочь — помогите. Словом, делом — помогите. Не можете помочь — молчите.»
        За последние фразы спасибо!

  7. Стэнли

    Павел, простите, а ведь этой заметки нет в Архиве? Честно говоря, понадобилась ссылка именно на эту заметку, долго искал, попутно сомневаясь — ну не приснилось же мне это? ведь точно вы писали?.. Хорошо, что поиск по запросу «феномен веры в справедливый мир» сработал, и что я дословно запомнил это словосочетание.
    Если ли где-то полное оглавление ваших заметок, чтобы можно было найти любую из них?

  8. Папаша_15

    Интересная логика: «…виноват он, а не вы. Он совершал насилие, а не вы. Вам — сочувствие и помощь. Ему — наказание». Т.е. давай, девочка, надевай короткую юбку и глубокое декольте, отправляйся тёмным вечером в неблагополучный район и строй там глазки местной гопоте — в итоге виноваты будут они и они понесут наказание, а тебе будут сочувствовать?

    Нет уж, лучше мы, родители, скажем своим дочерям: веди себя осторожно, не одевайся и не красься как проститутка, и не веди себя как проститутка, не ходи там где опасно и когда опасно, и тогда нам не придётся тебе сочувствовать. Потому что нам конечно отрадно будет узнать, что изнасиловавший тебя ублюдок понёс заслуженное наказание, но уж лучше до этого вовсе не доводить.

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Интересная логика: «…виноват он, а не вы. Он совершал насилие, а не вы. Вам — сочувствие и помощь. Ему — наказание». Т.е. давай, девочка, надевай короткую юбку и глубокое декольте, отправляйся тёмным вечером в неблагополучный район и строй там глазки местной гопоте — в итоге виноваты будут они и они понесут наказание, а тебе будут сочувствовать?
      _Да, у вас очень интересная логика. Как вам с ней живётся?

      Нет уж, лучше мы, родители, скажем своим дочерям: веди себя осторожно, не одевайся и не красься как проститутка, и не веди себя как проститутка, не ходи там где опасно и когда опасно, и тогда нам не придётся тебе сочувствовать.
      _Это глубоко разумно. Но что вы скажете дочери, если она вела себя осторожно, не одевалась и не красилась, как проститутка, не вела себя как проститутка, не ходила там, где опасно, и когда опасно, а её швырнули в машину и вывезли за город? Вы не будете ей сучувствовать? Не будете считать насильников заслуживающими наказания?

      1. Папаша_15

        Конечно же я буду ей сочувствовать, однако здесь и сейчас я пока лучше приложу все усилия, чтобы этого не случилось. В частности — научу дочь, как этого избежать. Насильники это ведь не молния, которая может ударить в каждого, даже если не гулять в грозу, опасность насилия можно практически свести на нет.

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          Насильники это ведь не молния, которая может ударить в каждого, даже если не гулять в грозу, опасность насилия можно практически свести на нет.
          _А если с вашей дочерью что-то всё-таки случится, это будет означать, что она виновата в насилии над ней. Интересная логика…

          1. Павел Зыгмантович Автор записи

            Вы что-то путаете: где я такое написал?
            _Это вы меняете показания по ходу действия.

            Вот же, вы написали: «Интересная логика: «…виноват он, а не вы. Он совершал насилие, а не вы. Вам — сочувствие и помощь. Ему — наказание». Т.е. давай, девочка, надевай короткую юбку и глубокое декольте, отправляйся тёмным вечером в неблагополучный район и строй там глазки местной гопоте — в итоге виноваты будут они и они понесут наказание, а тебе будут сочувствовать?».

            Я просто воспользовался вашим ходом мыслей. Вам не понравилось?

        2. Евгения

          «Насильники это ведь не молния, которая может ударить в каждого, даже если не гулять в грозу, опасность насилия можно практически свести на нет»

          Правда? Вы действительно так думаете?
          Мою сестру пытались изнасиловать белым днем, в собственном подъезде.
          Мою дочь пытались изнасиловать в туалете кафе, полного народу. Несостоявшийся насильник — школьник, ученик 11 класса.
          Меня пытался изнасиловать мой бойфренд, с которым была договоренность о том, что секса не будет, пока я не буду к нему готова. Полтора года договоренность действовала, а потом почему-то не сработала.
          К моей матери приставал пьяный мужик на трамвайной остановке. Было не поздно, вокруг стояли и старательно отворачивались люди.

          Научите, пожалуйста, нашу семью избегать изнасилования. Нам, как видите, это очень нужно.

          1. Папаша_15

            Я говорю о том, что опасность быть изнасилованной в темном незнакомом дворе или в пьяной незнакомой компании все-таки значительно выше, чем в своей парадной, на трамвайной остановке или вашим бойфрендом, которого вы полтора года динамите)))
            Я не прав?

  9. Папаша_15

    Вообще-то это был ваш ход мыслей. Это вы, а не я, рассказываете девчонкам, что они во всем правы и ни в чем не виноваты, и тем самым предлагаете им одеваться как угодно, вести себя как угодно, ходить где и когда угодно… Ведь потом, когда случится НЕПОПРАВИМОЕ, вы сурово накажете насильника, а жертве будут от вас все возможные сочувствия и помощь.

    Что до меня, если вам вдруг интересно — будь моя воля, я бы ввел для всех без исключения насильников смертную казнь.

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Вообще-то это был ваш ход мыслей.
      _Нет, ваш.

      Это вы, а не я, рассказываете девчонкам, что они во всем правы и ни в чем не виноваты, и тем самым предлагаете им одеваться как угодно, вести себя как угодно, ходить где и когда угодно…
      _Это не я предлагаю, а вы делаете эти странные выводы из моих слов. Я понимаю, что в чёрно-белом мире по иному и не бывает, но вы всё-таки сделайте над собой усилие — выйдите в наш цветной мир.

      Можете показать, где я прямым текстом предлагаю девчонкам одеваться как угодно, вести себя как угодно, ходить где и когда угодно?

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          Видимо там же, где я призываю не сочувствовать жертвам насилия и даже обвинять их
          _ «Вот это поворот!». И как теперь понимать ваш первый коммент в этой теме?

          1. Папаша_15

            Вы действительно не понимаете или троллите?)))
            На самом деле мы с вами просто говорим немного о разных вещах: я о том, как женщине избежать насилия, а вы про лояльное, человеческое отношение к уже изнасилованным.
            И я даже готов признать свою ошибку, ведь это я пришел в вашу тему и повел разговор не совсем по ней.
            Конечно же я считаю архиважным некий ликбез для девчонок, который помог бы им избежать насилия. Но и ваша тема помощи УЖЕ пострадавшим безусловно тоже очень важна.

          2. Павел Зыгмантович Автор записи

            Вы действительно не понимаете или троллите?)))
            _Конечно, троллю. Я всегда общаюсь с людьми, которые пришли ко мне в комментарии, в том ключе, который задают они.

            На самом деле мы с вами просто говорим немного о разных вещах: я о том, как женщине избежать насилия, а вы про лояльное, человеческое отношение к уже изнасилованным.
            _И это правда так. Я полностью согласен с необходимость комплексного решения проблемы — от ликбезов до совершенствования правоохранительной системы, чтобы насильники не могли избежать наказания в максимально большое числе случаев.

            И я даже готов признать свою ошибку, ведь это я пришел в вашу тему и повел разговор не совсем по ней.
            Конечно же я считаю архиважным некий ликбез для девчонок, который помог бы им избежать насилия. Но и ваша тема помощи УЖЕ пострадавшим безусловно тоже очень важна.

            _Спасибо. Взаимно прошу простить, если где-нибудь пережал и задел вас. Надеюсь, инциндент исчерпан.

            Хорошего дня и яркого солнца!

  10. Надя

    Я к этому выводу,описанному в статье пришла сама,анализируя свои мысли.Если я читаю статью,где произошла какая-то несправедливость,например в автомобильной катастрофе погибла молодая пассажирка,а водитель,нарушевший правила жив…,кого-то убили,порезали,сбили не машине и т.д.Так дурно становится от несправедливости ситуации,а почитав комменты людей,которые пишут «сам(а) виновен или виновата,с одной стороны страшно за общество наше,в котором мы находимся,но с другой стороны я получаю немного облегчения внутри,если жертва может быть хоть чуточку возможна виновата.Мозгами прнимаю,что это не так,но оставляю эти мысли,мне так легче. Анализируя это ни раз,я поняла,что люди тоже таким образом облегчают внутреннее ощущение сильной несправедливости.

  11. Марина Викторовна

    Добрый день, Павел!
    Весь день размышляю над Вашей статьей. Не противоречит ли она всему тому, что Вы писали ранее?
    В отношениях двоих «виноваты» оба, независимо от того, счастливы они или разводятся. Почему же в изнасиловании — тоже отношения — виноват один? Картинка складывается тогда, когда пазлы подходят друг к другу. Как бывший следователь прокуратуры (в советское время следователи прокуратуры расследовали особо тяжкие преступления, в т.ч. изнасилования) могу сказать, что 9 из 10 заявленных изнасилований — это провокация со стороны женщины. А размышляю я вот над чем: почему есть женщины, которых насилуют, а есть женщины, которые за всю жизнь ни одного грязного предложения не услышали? Сама воспитывала дочь словами Бомарше: «Будь красивой, если можешь, будь умной, если хочешь. Но быть благоразумной ты обязана всегда».

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Марина, добрый день.

      Не противоречит ли она всему тому, что Вы писали ранее?
      _Нет, ни в коем случае.

      В отношениях участвуют двое — это верно. И страдают они вдвоём — если всё пошло не очень хорошо. Возможно, насильники тоже страдают, но это страдание не сопоставимо со страданиями их жертвы (а если бы было сопоставимо, то изнасилование не было бы преступлением или судили бы ещё и жертву).

      почему есть женщины, которых насилуют, а есть женщины, которые за всю жизнь ни одного грязного предложения не услышали?
      _Здесь есть несколько факторов — от простой случайности до виктимного поведения.

    2. Надя

      Не могли бы вы пожалуйста ответить,что понимается под понятием провокация со стороны женщины у прокуратуры. Думаю у каждой девушки в жизни были ситуации,когда на остановке, в транспорте,в маршрутке, в других людных местах днем,может какой то пьяный, на голову нездоровый,отморозок и т.д.начинает вести разговорчики развратные, ручками своими пытаться потрогать и т.д.,события могут как угодно развиваться,следовать до дома, угрожать. Я слава богу не была изнасилована ни кем,но ситуаций,когда это могло было достаточно. Для этого не надо себя вульгарно вести,идти ночью или провоцировать одеждой.
      К нашим следователям потом и не пойдешь,унизят еще похлеще больных на голову насильников.

      1. Марина Викторовна

        Добрый день, Надя!
        Приняла Ваш вопрос, как адресованный мне (извините, если ошиблась). Понятия «провокация»по делам об изнасиловании в законодательстве нет. Это уже по ходу расследования возникает картина преступления: две подружки едут кататься на машине с молодым человеком, та, которая знает МЧ уходит домой, а в машине остается девушка, которая МЧ знает не очень хорошо. Едут на природу, пьют шампанское, слушают музыку, говорят на весьма откровенные темы, целуются. После этого девушка пишет заявление об изнасиловании. Как назвать поведение девушки в данном случае? Глупым? Провокативным? Безрассудным? Кстати, зачастую такие девушки спустя какое-то время приходят и просят прекратить уголовное дело, т.к. они с насильником «помирились», т.е. либо решили пожениться, либо он заплатил.
        А следователь не имеет права унижать кого бы то ни было, даже обвиняемого. Можно жалобу написать на его действия.
        Павел, приношу свои извинения, если нарушила какие-то правила обсуждения Вашей статьи.

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          Павел, приношу свои извинения, если нарушила какие-то правила обсуждения Вашей статьи.
          _Никаких проблем, Марина 🙂

        2. Надя

          Могу предположить тогда,что реальные жертвы насильников в милицию наверное не идут в большинстве,а зализывают раны дома в одиночку.

          1. Марина Викторовна

            Чаще всего (не всегда) жертв настоящих насильников находят мертвыми или в тяжелом состоянии. Дела, в таких случаях, возбуждаются без заявления потерпевшей. Эти женщины вызывают сочувствие и нуждаются в сострадании. Чаще «зализывают раны» мягкие, наивные женщины, которые пострадали от знакомых мужчин. Им я тоже искренне сочувствую, потому что изнасилованной оказывается душа этой женщины. Тело заживет, излечится ли душа…

  12. Марина Викторовна

    «И страдают они вдвоём — если всё пошло не очень хорошо».
    Уж очень обобщено… У одного партнера — новые отношения, новая любовь, а у другого — разбитая жизнь ( чаще всего именно так и бывает: развод Путиных — это то самое исключение из правил, подтверждающее правило). То есть один убил/предал любовь/отношения, а другой страдает от этого убийства/предательства. К сожалению, в уголовном (да и ни в каком другом) кодексе нет статьи за это.
    Один пример — это не статистика, но всё-таки расскажу. Жена обвинила мужа в изнасиловании, доказательства предъявила. Мужа осудили на 3 или 4 года (не помню точно — давно было). В колонии он, конечно же, стал объектом травли и насмешек. Благо, сумел себя защитить и не был изнасилован. Отбыв срок, вернулся домой. У жены — новый муж, у его ребенка — новый папа. Выяснил, что жена всё это затеяла только ради того, чтобы уйти к другому. Почему так сложно? Не знаю. Мужчина стал мстить женщинам, избивать, насиловать. Осужден к 15 годам. Дальнейшая его судьба мне неизвестна. Кому сочувствовать будем?

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      У одного партнера — новые отношения, новая любовь, а у другого — разбитая жизнь ( чаще всего именно так и бывает
      _Не думаю, что упрекнув меня в обобщении, стоит проводить обобщения 🙂

      Кому сочувствовать будем?
      _Жертвам этого мужчины, конечно.

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Кто внушил людям веру в справедливый мир?
      _В тексте же есть ответ — никакие религии тут ни при чём.

  13. Ольга

    Думаю, причина не в вере в справедливый мир. Ведь большинство людей не могут смириться с неудачами, потерями, болезнями. Спрашивают себя: «За что мне это?». Большинство как раз и не верит в «справедливость». Думаю, это из душевной скупости. Посочувствовать, значит поделиться с кем-то своей энергией, любовью. Для большинства — это непреодолимо. Заповедь «Возлюби ближнего» — самая сложная.

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Ведь большинство людей не могут смириться с неудачами, потерями, болезнями. Спрашивают себя: «За что мне это?».
      _Этот вопрос является верой в справедливый мир.

      1. Ольга

        Странно иногда бывает слышать, как люди злорадно говорят о законе бумеранга или правиле, «как аукнется, так и откликнется». А что если боль, которую ты получил — это уже тот самый бумеранг за зло, посланное тобой, которое ты не заметил? Насчет веры в справедливый мир не согласна. Если бы люди верили в справедливость, они не спрашивали бы себя «За что?», а пытались найти причину в прошлых поступках и мыслях. Где я ошибся, кого обидел?

        1. Ольга

          Отчего-то избирательная вера какая-то. Если у кого-то беда, то — заслужил, если у себя самого — за что мне такое?

        2. Павел Зыгмантович Автор записи

          Если бы люди верили в справедливость, они не спрашивали бы себя «За что?», а пытались найти причину в прошлых поступках и мыслях.
          _Но люди спрашивают «За что?» и это значит, что они верят в справедливый мир.

  14. Ольга

    Очень хороший фильм на заявленную тему «В чем вина Фатмагюль». Мы живем в цивилизованном мире и мне непонятно, почему женщину обвиняют, что она спровоцировала насилие открытой одеждой или поведением, а не мужчину, который не смог сдержать животные инстинкты. Считаю слово «нет» — однозначно. Виноват всегда насильник, а не жертва.

    1. Марина Викторовна

      Позвольте высказать свое мнение. Именно такая позиция «мы живем в цивилизованном мире» и есть вера в справедливый мир, идеальный мир. Принятая ООН Всеобщая декларация прав человека провозглашает, в числе прочих, и право на личную неприкосновенность. Но карта не есть территория. Были, есть и будут маньяки — психопаты и социопаты, будут те, кто под действием алкоголя или наркотиков совершают деяния, за которые потом им становится стыдно и они готовы расплачиваться чем угодно. И зная это, понимая, что никакая декларация не защитит тебя в темной подворотне, надо быть мудрее, чем детское «я так хочу». «Будь красивой, если можешь, будь умной, если хочешь, но быть благоразумной ты должна всегда.» (Бомарше) «Не искушай Господа Бога твоего» (Матф.4:5-7) А насильник, Вы правы, всегда виноват.

  15. Ольга

    Не каждая жертва насилия внесла свой вклад. Девочки, кто поздно возвращается с работы или с вечернего обучения не внесли, те, кого лапали в транспорте, не внесли. Я знаю, меня лапали в транспорте и я не внесла, я ездила в шкоолу в метро и парочку раз было, благо я не успела наткнуться на всяких без берегов, потому я просто начинала оглядываться или отстранялась и инцидент был исчерпан, но из своего опыта я знаю, что каждая женщина хотя бы 4 раза в жизни (минимум) сталкивается пусть не со статьей «изнасилование» и «растление», но с ситуациями, когда ее как бы никто не спрашивает хочет она или нет, и встречается (не в смысле отношений, а как бы пересекается в жизни) с мудаками, которые ей дают почувствовать, что своим телом она полноценно не распоряжается. Еще был случай, когда с учебы зимой возвращалась и какой-то гастер решил меня тормознуть, предложить денег и затащить в подъезд. Я сказала нет, он схватил меня за подбородок и провел мерзким пальцем по зубам, я закричала, у меня не пропал голос, но на улице никого не было и мой шок сработал так, что я слышала, что в моем крике нет ужаса, а просто крик. Он отпустил и быстро ушел. Я даже не помнила, как он выглядит (шок так сработал). Я не внесла никакого вклада, у меня нет другого маршрута к дому. Этот человек просто мудак и дегенерат со слабым контролем поведения со стороны коры головного мозга, и именно это отклонение не позволяет ему быть цивильным человеком в цивильном мире. И я не думаю, что меня в той ситуации уберегло мое правильное поведение или типа того, просто мне повезло, что этот урод был не совсем криминального или гоповатого поведения, ведь тогда бы и крик не помог, а на девчонок и с ножами нападают и сразу бьют, так что не сама виновата, аесли у тебя не было, то тебе пока везло и пусть дальше везет, ведь невозможно всегда быть с мужчиной, а лучше с несколькими, которые будут беречь тебя группой от группового изнасилования. Никто не застрахован. Мальчики в классах, которые с 5-6 класса бьют одноклассниц по начавшей развиваться фигуре как раз начинатели вот таких традиций потребительства женщин и просто тех, кто слабее, в удовлетворение своим желаниям и амбициям. Это все серьезеная тема. Мужики и женщины, не проходите мимо, приструнивайте такие вот случаи домогательств на улицах, работах, школах. Как минимум вызывайте милицию, а лучше одергивать таких вот наглецов. Жертва не виновата. И мир не справедлив, а закономерен. Такие случаи происходят не потому, что жертва виновата, а потому, что общество и ты, как часть общества, равнодушен к тому, что происходит у тебя на глазах, потому, что общество считает, ну так что, облапал — не изнасиловал., изнасиловал — зато жива, сама виновата, суд — как второй раз через изнасилование пройти. И сроки кстати в обществе маленькие российском по таким делам. 3,5 года если до возраста согласия жертва получают насильники, а если совершеннолетняя, так годом отделываются. Какие это сроки, когда жертва теперь всю жизнь или долгие годы будет чувствовать, что не имеет прав на собственное тело и это только от щедрости и великодушия мужчин на ее пути будет зависеть, будет ее слово и отказ что-то значить или нет? Иногда слежу за разрешением громких подсудных дел по изнасилованиям и убийствам по сайту следственного комитета. Сроки реально никакие.

  16. Ольга

    Кстати статья сочится оптимизмом. Все проще. Любая история, выдуманная и не выдуманная, а для не участника событий любое дело — история, воспринимается людьми через эмпатию. Сочувствие выражают те люди, кто ассоциирует себя с жертвой (были в жизни ситуации или мелкие ситуации, которые говорят о большой проблеме или те, кто испытал физическое насилие, буллинг, или видел жертв такого лично и сочувствовал или обладает высокой импатией к тем, чьи границы нарушаются. кто беспомощный, понимает, что он бы испытывал, какая это личная трагедия), есть те, кто себя ни с кем не ассоциирует (и они начинают троллить или просто история не вызывает отклика), есть люди. которые ассоциируют себя с насильником (возможно их когда-то развели и не дали или у них был опыт изнасилования или прессинга эмоционального другого человека к отношениям, но не только, возможно они просто фантазировали, но так и не нарушили чужих границ, в общем это люди, кто испытывал чувства и эмоции, которые позволяют им понять чувства насильника). Последние ребята опасны. И есть еще люди, ассоциирующие себя с прохожими, которые не готовы рисковать и боятся принять агрессию с текущей жертвы на себя, они тоже холодны к жертвам и типа с какой стати Я ДА РАДИ НЕЕ ДОЛЖЕН РИСКОВАТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ И ЗДОРОВЬЕМ. Им выгодно выставить жертву самавиновата. Это и есть фундамент молчаливого одобрения, соучастия, вещь, если жертва не САМА виновата. то ты молчаливый соучастник, трус и нет тебе оправданий. Если жертва не самавиновата, то ты тоже жертва, ведь тебя тоже прессанули эмоционально, запугали и ты не сделал то, что правильно и теперь чувствуешь себя виноватым. Я кстати тоже несколько раз была этим молчаливым соучастником и помню каждый раз, будто это было вчера. Стыдно, что страх перед агрессорами на столько силен, что ты начинаешь оправдывать типа это пара, она привыкла и не обращается в полицию, значит, это ее выбор, что он ее бьет. И ты уже ушла очень далеко и людей на улице уже нет и все равно не права ты, даже, если он ее уже сломал и она срослась с ролью жертвы. то ты в этот момент срослась с ролью соучастника и свидетеля, а значит он совершил противоправные действия и с тобой. Я себя ассоциирую с прохожим и жертвой (бывало, знаю), но не с преступником (никогда не было и не будет).

  17. ира

    Насчет юбок и декольте не согласна в корне,мое тело мое дело,не в том смысле что я хожу по темным улицам без одежды а в том что для насильника это ни разу не оправдание.
    А вот насчет веры в справедливость и бумеранг,думаю безопасней для психики заблуждаться чем знать правду,о том что с любым в любой момент может быть что угодно в не зависимости от его плохости или хорошести,вот тут то когнитивный диссонанс и накроет 🙂

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      А вот насчет веры в справедливость и бумеранг,думаю безопасней для психики заблуждаться чем знать правду,о том что с любым в любой момент может быть что угодно в не зависимости от его плохости или хорошести,вот тут то когнитивный диссонанс и накроет
      _Для психики очень полезно знать правду — это радикально повышает выживаемость. Насчёт когнитивного диссонанса — его в этом случае не бывает, здесь этот термин просто не применим 🙂

  18. ира

    Знать правду о неверности значит не нужно,с чем я к слову согласна,а вот правда о том, что любая человеческая жизнь может быть разрушена в любой момент времени по независящим
    от человеков причинам,эта правда повысит выживаемость радикально? Если например человек заболел потому что считал себя плохим или после того как заболел- подумал а уж не кара ли это небесная(следуя своим представлениям о справедливом мире),и если этот человек знал бы что это чушь,до ну или обьяснили ему после,это что позволило бы ему не заболеть вовсе или максимально быстро выздороветь?Как знание что мир несправедлив и непредсказуем помогает выжить в конкретных ситуациях,может исследования есть по этому вопросу?

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      вот правда о том, что любая человеческая жизнь может быть разрушена в любой момент времени по независящим
      от человеков причинам,эта правда повысит выживаемость радикально?

      _Да.

      и если этот человек знал бы что это чушь,до ну или обьяснили ему после,это что позволило бы ему не заболеть вовсе или максимально быстро выздороветь?
      _Не заболеть — вряд ли. Выздороветь — да.

      Как знание что мир несправедлив и непредсказуем помогает выжить в конкретных ситуациях,может исследования есть по этому вопросу?
      _Как помогает — люди, которые смотрят на мир трезво, обычно лучше в нём ориентируются, чаще видят приближающуюся опасность и уклоняются от встречи с ней.

      Исследования. Вот, например, в этой книге «Остаться в живых. Психология поведения в экстремальных ситуациях», автор — Лоуренс Гонсалес

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Каким образом повышает выживаемость правда о том что мир несправедлив и непредсказуем?
      _Люди, которые смотрят на мир трезво, обычно лучше в нём ориентируются, чаще видят приближающуюся опасность и уклоняются от встречи с ней.

  19. ира

    Спасибо ,обязательно прочитаю.Только вот если трезвый взгляд на мир наилучшая стратегия выживания,а может и качества жизни,отчего тогда так много дремучих людей в простой повседневной жизни да со средневековыми понятиями ,откуда берутся все эти добрые люди ,когда кругом столько информации знай себе фильтруй и живи просвященным .

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Только вот если трезвый взгляд на мир наилучшая стратегия выживания,а может и качества жизни,отчего тогда так много дремучих людей в простой повседневной жизни
      _Оттуда же, откуда берутся пьющие и курящие люди, не делающие зарядку по утрам 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.