Потребности: самое главное и важное

потребности. симонов. социальные потребности. Меня давно просили написать о потребностях человека. Что ж, вот – прошу к столу.

Сразу отмечу – тема эта большая, поэтому я буду максимально сжимать и огрублять, чтобы оставить самое важное.

Я опираюсь на работы советского психофизиолога П. В. Симонова [1] и американских психологов Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райана. [2]

Приготовьтесь, текст будет сложный и большой.

Что такое потребность?

Симонов использовал сложное определение, суть которого такова: потребностью является постоянная необходимость организма в той или иной связи с внешней средой для сохранения и/или саморазвития.

Когда потребность возникает, человек начинает сознательно или автоматически искать возможность её удовлетворить. Когда такая возможность найдена, мы говорим об опредмечивании потребности (ведь человек понял, какой предмет может удовлетворить потребность) и в этот момент возникает мотивация.

Например, голод – это состояние, через которое человек понимает, что пора удовлетворить потребность в питании. Обдумав всё хорошенько, человек решает поесть, допустим, драников – вот и опредмечивание случилось. А дальше появляется мотивация, которая помогает подняться с дивана и проделать всю сложную процедуру приготовления.

Проблема с классификацией потребностей очевидна – что брать за основу? Менделеев классифицировал химические элементы на основании атомного веса, а в случае с потребностями – куда смотреть?

Возможно, самый подходящий вариант – это идея развития. Любое живое существо развивается всю жизнь, то есть осваивает разные среды – от среды обитания до среды интеллектуальной (навыки, опыт, идеи). При этом живые существа во многом опираются на эмоции. Так называемые отрицательные эмоции помогают сохранить жизнь и здоровье (например, страх), а так называемые положительные помогают двигаться вперёд (самый лучший пример – эмоция интереса).

Виды потребностей

Исходя из всего этого, потребности раскладываются на три неравные части.

1. Витальные потребности помогают сохранять живой организм в целости и сохранности (потребность в кислороде, воде, еде, сне, температурном режиме, экономии сил и т.п.). У них два отличительных признака. Во-первых, если их не удовлетворить, организм погибнет. Во-вторых, их организм может удовлетворить самостоятельно, без помощи сородичей (если летучая мышь ловит мошку и съедает её, это она делает одна, без помощи сородичей и самой мошки).

2. Социальные потребности помогают размножаться и сохраняться (например, зубрам в стаде легче отбиться от волков, а волкам в стае легче затравить одинокого зубра). Неудовлетворение этих потребностей, во-первых, не ведёт напрямую к смерти, однако сильно подрывает здоровье (человек в камере-одиночке без общения не умрёт, но может сойти с ума). Во-вторых, их невозможно удовлетворить самостоятельно, обязательно нужен сородич.

Сила этого типа потребностей так велика, что собаку можно дрессировать только с помощью ласки, без всякого пищевого подкрепления (настолько у домашних собак сильны социальные потребности).

Другой пример на ту же тему – когда крысам давали на выбор трудный и лёгкий способ получения пищи, они выбирали лёгкий (см. потребность в экономии усилий). Но когда лёгкий способ приводил к проблемам у другой крысы (её били током), 80% крыс переходили на трудный способ получения пищи. Лишь бы товарищу не было плохо. Социальные потребности делятся на две категории – «для себя» и «для других». Как видим, даже у крыс благополучие другого зачастую важнее собственных мелких потребностей.

3. Идеальные потребности помогают живому существу осваивать среду (это исследовательская потребность, игровая, потребность в свободе). Коты, попав в новую квартиру, тщательно её осматривают, хотя им это не приносит ни еды, ни секса. Люди по той же причине хотят поехать в новую страну или узнать что-нибудь интересное. Главный признак таких потребностей – они не связаны с текущей ситуацией напрямую, они всегда ориентированы в будущее.

Например, когда щенок гоняется за мухой, ему от этого здорово и приятно, но поимка мухи его не накормит. Зато позволит отточить разные навыки, которые обязательно пригодятся в будущем. Исследование возникает даже тогда, когда животное сыто, – ему просто интересно изучать всё, до чего удаётся дотянуться. Идеальные потребности можно удовлетворять и самостоятельно, и вместе с сородичами.

Эти группы потребностей живут отдельно. Они могут смешиваться в конкретной деятельности, но не выводятся друг из друга. Если хотите, это как три ствола дерева из одного корня.

Психологические потребности

Выше были, если так можно выразиться, неспецифические потребности, они есть у каждого живого существа. Можно назвать их биологическими. У человека же можно выделить и дополнительные, психологические потребности. Здесь я опираюсь на работы Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райана и их теорию самодетерминации.

Они выделяли потребности в компетентности, причастности и автономности.

Потребность в компетентности – это стремление наращивать мастерство и уметь всё больше и больше. Если шире, то знать, что можешь справиться с любыми проблемами. Нетрудно увидеть, что это психологическое измерение витальных потребностей. Чем больше человек умеет, тем легче ему обеспечить себе еду и воду (Симонов, кстати, называл это потребностью в вооружённости и указывал, что у животных она тоже есть – например, цыплята учатся клевать просто на камушках, развивая точность).

Потребность в причастности – это стремление взаимодействовать с людьми, заботиться и получать заботу, находиться в связи с кем-то. Это, как легко догадаться, вариант социальной потребности.

Потребность в автономии – это стремление самостоятельно принимать решения о своей жизни, выбирать свою дорогу. Тут мы видим психологический вариант потребности в свободе, которая относится к идеальным потребностям. Эту потребность ещё называют потребностью в контроле – в контроле собственной жизни (а не чужой, это важно!).

Здесь тоже работает эмоциональная окраска – отрицательные эмоции побуждают человека, например, работать, чтобы не умереть от голода, а положительные помогают развиваться в профессии, ставя перед собой всё более трудные задачи. И деятельность, вроде бы, одна и та же, а окрас разный.

Человек, у которого удовлетворены все эти потребности, будет спокойным, уверенным и довольным жизнью – ведь он знает, что он может худо-бедно справиться со всеми проблемами, у него есть любящие и любимые, он сам решает, куда жить. Красота!

Как работают потребности

Надо отметить, что человеческое поведение всегда полимотивировано – например, человек может поехать в путешествие не только для получения новых впечатлений или увеличения собственной автономности, но и чтобы сделать много фоточек, которые можно выставить в Инстаграме и получить много-много лайков.

Другой пример – альтруизм. Человек может прыгнуть в огонь за чужими детьми потому лишь, что это нормально в его культуре и потому, что это поможет устранить эмоциональный негатив детей и их родителей, а может хотеть спасти детёнышей для продолжения вида, похвастаться своей смелостью, испробовать себя на прочность и доказать окружающим, что он может сам решать, как ему распоряжаться своей жизнью. Подчеркну – это всё может быть одновременно.

Потребности всегда «борются» друг с другом, стремясь стать доминантной, при этом психологические потребности зачастую могут побеждать биологические, особенно если речь идёт о потребности в причастности или в автономии. Человек может насколько хотеть быть автономным, что преодолеет даже химическую зависимость (да, и такое бывает).

Надо ещё отметить, что Симонов отдельно выделял психологическую потребность в воле, которую выводил из потребности в преодолении препятствий. На мой вкус, это производное от потребности в компетенции и автономии, но в подходе Симонова есть один важный момент – очень практичный.

Если воля «выросла» из стремления преодолеть препятствие, то всё, что вам нужно, для её «включения» – это увидеть что-либо в виде препятствия. Например, если вы хотите отвлечься от работы на игру в телефоне, можно представить эту игру в виде препятствия – и тогда вам захочется его преодолеть (ведь оно, во-первых, ущемляет вашу автономию, а во-вторых, преодоление этого препятствия сделает вас более компетентным).

Ну и чтобы два раза не вставать. Личность, по Симонову, это «индивидуально неповторимая композиция и внутренняя иерархия основных (витальных, социальных и идеальных) потребностей данного человека, включая их разновидности сохранения и развития, «для себя» и «для других».

Соответственно, личность определяется тем, какие именно потребности и как долго доминируют у данного человека. Всё это может перестраиваться под воздействием разных факторов – и внешних (например, мода) и внутренних (например, выводы, сделанные в какой-либо ситуации).

А у меня всё, спасибо за внимание.

Кстати, если хотите узнать больше о работе силы воли, изучите вот этот материал.

В продолжение темы рекомендую мои статьи “Биологическое или социальное?” и “Почему “головой понимаю, а сердцем – нет”.

Источники:
1. «Лекции о работе головного мозга»
2. http://selfdeterminationtheory.org/

 

На главную

Потребности: самое главное и важное: 39 комментариев

  1. Ольга

    Павел, спасибо за статью. Удовлетворение “читальных потребностей” прошло хорошо, хотя думаю, что это опечатка 😉
    И вот, видимо ещё одна: “насколько хотеть быть автономный”, а, судя по контексту, должно быть настолько
    🙏

  2. Виктория

    Здравствуйте. А пирамида Маслоу это просто взгляд с другой стороны? В принципе, все потребности, которые есть в статье, есть и в пирамиде. Только вот потребность в автономии не совсем пойму куда отнести,. Это потребность в самоактуализации наверное?

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Добрый день, Виктория.

      Пирамида Маслоу – это гипотеза без серьёзных оснований. Многократно, к тому же, опровергнутая. Люди, у которых могут быть нарушены нижние уровни, при этом вполне себе могут преследовать цели более высоких уровней. См. например, опыт блокадного Ленинграда, где в голоде, холоде и под обстрелами работали театры и другие культурные учреждения. То же самое было в пору Гражданской войны. Угроза смерти почему-то не отбивает у людей тягу к прекрасному, хотя, по Маслоу, и должна была бы.

      Ответил?

  3. Alex

    Спасибо за очень интересный материал! Все разложено по полочкам. Хотелось бы спросить по поводу комментария о пирамиде Маслоу. Мне кажется речь в ней идет о порядке возникновения потребностей. Т.е. Потребность в прекрасном вряд ли возникнет на пустой желудок или при угрозе жизни. И если потребность в искусстве возникла ( а она могла и не возникнуть в сытости и безопасности), то при изменении обстановки она как правило не регрессирует. Мне кажется ваш пример про Ленинград об этом. Как вы думаете? Спасибо!

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Хотелось бы спросить по поводу комментария о пирамиде Маслоу. Мне кажется речь в ней идет о порядке возникновения потребностей.
      _Поскольку Маслоу не приводил никаких фактологических данных, мы можем только догадываться, откуда он что взял. В любом случае, для современной психологии его выкладки – уже история. Ещё лет двадцать – и история глубокая. Ответил?

  4. Ксения

    Очень интересно. Особенно понравилось приравнивание потребности в свободе с потребностью в контроле своей жизни. Я контрол фрик, и потребность в свободе у меня одна из наиболее высоких. Интересное открытие:)

  5. Урсула

    Рассогласование – видимо, глаз замылился и пропустили:
    “Человек может насколько хочет быть автономным, что” – человек может настолько хотеть быть автономным, что.

  6. Евгений

    А как то можно изменить свой внутренний мотиватор? Чтобы мотиватор в виде страха изменить на мотиватор интереса? Если я правильно выразился. Чтобы «не из под палки», а было интересно?

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      А как то можно изменить свой внутренний мотиватор?
      _Да, это вполне возможно. Не могу сказать, что это легко, но возможно.

  7. Ольга

    Витальные потребности в современной человеческой стае практически уже не могут быть удоблетворены без сородичей, относительно нас пора выделять другие признаки) Мы сильно изменили среду обитания.

  8. Дмитрий

    Перечитал трижды и утвердился во мнении, что у меня нет ни психологических потребностей, ни идеальных – одни витальные: одеться, чтобы не мёрзнуть, поесть, чтобы не сосало под ложечкой. Ну, может, ещё потребность в каком-то сексуальном удовлетворении.
    Люди вокруг вызывают у меня желание максимально дистанцироваться; разговоры о профессиональном росте для меня полная чушь, поскольку, предпочтение отдаётся не профессионалам, а социально близким; автономия или автономность – фикция – все мы зависимы от социума и все имеем в социуме роль, которой приходится придерживаться, если нет намерения полностью маргинализоваться и забомжевать.
    Зачем я это пишу?.. Может быть, для того, чтобы таки-выжечь калёным железом заразу позитивизма.

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Может быть, для того, чтобы таки-выжечь калёным железом заразу позитивизма.
      _И это, безусловно, ваша витальная потребность, да?

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          Это не потребность, ни в коем случае. Это — точка зрения. И не более того.
          _Но что-то же побуждает вас высказывать эту точку зрения. Вот мне и интересно — какая именно витальная потребность побудила вас высказаться.

      1. Дмитрий

        Хотя бы потому, что мои комментарии не повлияют ни на что, абсолютно. А высказываю я их только потому, что думаю об истории психологии от Шарко до наших дней.

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          А высказываю я их только потому, что думаю об истории психологии от Шарко до наших дней.
          _Шарко был не психологом, а психиатром, но это дело десятое. Давайте лучше о потребностях — какая витальная потребность побуждает вас думать об истории психологии?

          1. Дмитрий

            Нет у меня таких потребностей. А думаю я о чём-то чисто от скуки. Мне, понимаете, скучно делать то, в чём я абсолютно компетентен. А в большинстве случаев я могу делать это и с закрытыми глазами. Поэтому я и думаю о разной ерунде – о семиотической истории кино, о социальной истории психологии, об эволюции литературного языка…
            Не всё ж нам водку пить.

          2. Павел Зыгмантович Автор записи

            Нет у меня таких потребностей. А думаю я о чём-то чисто от скуки.
            _Это взаимоисключающие предложения 🙂

  9. Сергей

    Здравствуйте. У меня вопрос про возникновение потребностей и деятельности по их удовлетворению.

    Если некая потребность была удовлетворена и деятельность по её удовлетворению воспринималась и оценивалась положительно (вызывала положительные эмоции), то в дальнейшем из-за отсутствия этой деятельности и эмоций возникает ощущение недостатка в чём-то -> т. е. снова Потребность. Верно ли это?

    Ситуация (утрированая и с допущениеями): у человека есть Потребность Похудеть, он начинает заниматься спортом и меняет питание. Это приносит ему не только целевой эффект (снижение веса), но и удовольствие (например, фитнесс и вкусные фруктовые салаты). Через некоторое время цель достигнута – он похудел и постройнел, т. е. потребность Удовлетворена, и больше не занимается спортом и прекращает диету. Однако спустя месяц он ощущает отсутствие положительных эмоций (не вообще каких-либо, а вполне конкретно тех самых, т. е. уникальных и конкретно окрашенных) как дискомфорт и вот он уже снова бежит в спортзал и крошит салаты. Однако на сей раз он делает это не чтоб похудеть (ибо это уже достигнуто), а в угоду удовлетворения Потребности в Удовольствии и, причём удовольствии не от чего-либо, а от тех самых спорта и диеты.

    Получается, что буквально одни и те же действия работают на удовлетворение совершенно разных потребностей – верно ли такое утверждение?

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Добрый день!

      Прежде всего, отвечу на последний вопрос: “Получается, что буквально одни и те же действия работают на удовлетворение совершенно разных потребностей – верно ли такое утверждение?”

      Да, это так. Об этом написано в тексте заметки — см. раздел “Как работают потребности”.

      Что касается первого вопроса, то потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Это всегда цикличный процесс — от возникновения потребности через удовлетвоение к затуханию.

      Ответил ли я на ваши вопросы?

      1. Аноним

        Да, ответ ясен.

        /…потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда…/

        А не получается ли тогда так, что понятие Удовлетворение вообще не применимо к Потребностям?
        Можно ли утверждать, что удовлетворяем мы не сами потребности, а их Проявления?

        Напр., ощущения, позывы, чувства. Т. е. сначала возникает чувство дискомфорта из-за дефицита/недостатка чего-то, напр. «чувство Неудовлетворённости», а по достижении цели наступает «чувство глубокого (морального) Удовлетворения».

        Почему тогда употребляется связка «удовлетворение потребностей» и что же тогда это значит?

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          А не получается ли тогда так, что понятие Удовлетворение вообще не применимо к Потребностям?
          _Вполне получается, если не считать, что удовлетворить что-либо можно один раз и навсегда.

          Можно ли утверждать, что удовлетворяем мы не сами потребности, а их Проявления?
          _Это будет некорректным утверждением.

          Почему тогда употребляется связка «удовлетворение потребностей» и что же тогда это значит?
          _Это значит, что этим словосочетанием описывается весь процесс — от появления дискомфорта до появления удовлетворения.

  10. Андрей

    Добрый день. Вопрос о связи потребностей со счастьем. Можно ли сделать следующий вывод: если не удовлетворять все эти потребности, то человек будет несчастен, а чем больше удовлетворять их – тем человек будет более счастливым? И для того, чтобы быть счастливым – нужно удовлетворять эти потребности. Или тут скорее более правильно сказать только о том, что для того, чтобы НЕ быть несчастным – нужно удовлетворять потребности, а уже для того, чтобы испытывать полноту собственного счастья – нужно делать вообще что-то другое, и это что-то что этой темы касается очень мало?

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Добрый день, Андрей!

      И для того, чтобы быть счастливым — нужно удовлетворять эти потребности.
      _Да, всё так.

  11. Игорь

    Есть вопрос:
    “Личность, по Симонову, это «индивидуально неповторимая композиция и внутренняя иерархия основных (витальных, социальных и идеальных) потребностей данного человека, включая их разновидности сохранения и развития, «для себя» и «для других».” //

    Что за разновидности “сохранения и развития”?
    Что значит потребности “для себя” и “для других”, кажется это витальные и социальные, а идеальные и такие и другие могут быть…

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Игорь, все подробности можно узнать непосредственно в работе Симонова, из которой взята данная цитата.

  12. Андрей

    Здравствуйте, Павел. Большое спасибо за статью!

    Хотел бы спросить: какую потребность удовлетворяет человек, когда занимается хобби?

    Уточню, что речь идет о хобби, которое не позволяет заработать на этом и которое не связано в другими людьми, т.е. не связано ни с участием других людей в процессе, ни с оценкой ими процесса или результата.
    Например, человек собирает пазлы – разбирает и снова собирает, не делится процессом или результатом в соц. сетях, да даже никому не рассказывает о том, что этим занимается, не испытывает желание поделиться этим.

    Если позволите попробую предположить, что методом исключения остается идеальная потребность, потребность в автономии, поскольку это занятие не обеспечивает выживание, потому что никак не улучшает материальное благополучие и никак не связано с другими людьми, т.е. не удовлетворяет социальные потребности, потребность в причастности.

    Но если это идеальная потребность, то где соответствие главному признаку – “они не связаны с текущей ситуацией напрямую, они всегда ориентированы в будущее”?
    Ведь человек получает удовольствие от собирания пазлов только в тот момент, когда их собирает, это не затрагивает будущее.

    Если это психическая форма идеальной потребности – потребность в автономии, то в чем соответствие собирания пазлов главному признаку потребности в автономии: “стремление самостоятельно принимать решения о своей жизни, выбирать свою дорогу”?
    Ведь человек получает удовольствие только от процесса собирания пазлов, а не от того факта, что он сам выбрал себе такое хобби.

    1. Павел Зыгмантович Автор записи

      Добрый день, Андрей.

      Ответ на ваш вопрос есть в тексте статьи — человеческое поведение полимотивировано. Мы никогда не удовлетворяем только и исключительно одну потребность.

      1. Андрей

        Тогда переформулирую свой вопрос: какие потребности человек удовлетворяет, когда занимается хобби? (тем же самым по характеристикам хобби – оно не улучшает материальное благополучие, не формирует новых навыков и не связано с другими людьми напрямую или косвенно, но доставляет удовольствие самим процессом).

        1. Павел Зыгмантович Автор записи

          какие потребности человек удовлетворяет, когда занимается хобби?
          _Всё те же самые. Человеческое поведение полимотивированное 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.