
Например, спортсмен попал в сборную и готовится к олимпийским играм — и начинает заигрываться по ночам в видеоигры, из-за чего мало спит и показывает плохие результаты.
Или, скажем, человек получает новую должность с хорошей оплатой и начинает отчаянно опаздывать везде, куда только можно.
Хотите знать, в чём тут дело?
Самоподножка
В социальной психологии давно выяснили, что это. Такое поведение называется самозатруднением (self-handicapping), его исследуют уже много лет.
Начинается всё с потребности в компетентности — нашем стремлении считать себя людьми, которые чего-то да могут (подробнее см. статью «Потребности: самое главное и важное»).
Если человек достигает каких-либо высот, он этим как бы заявляет о своей компетентности. Мол, смотрите, я занял первое место в престижном конкурсе, я могу!
Дальше в дело вступает установка на заданность — вера в некоторую предопределённость, заданность по жизни. Причём речь обо всём — от способностей до партнёра (подробности см. в статье «Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки»).
Отсюда получается, что провал означает, во-первых, потерю компетентности, а, во-вторых, полное отсутствие способностей — если бы они были, то человек бы не провалился!
Всё это ужасно стыдно, а стыд переживается человеком почему-то без особой радости [1].
Поэтому пытливый человеческий ум придумал самозатруднение — поведение, заключающееся в отказе от дальнейших усилий или в создании препятствий на пути к будущим успехам.
Благодаря самозатруднениям, мы предлагаем окружающим удобное объяснение нашей неудачи, которое не связано с некомпетентностью. Я проиграл не потому, что плохой спортсмен, а потому, что у меня были проблемы со сном.
Что вы говорите? Нечего было играть в видеоигры? Так это они сами, заразы такие затягивали. Да, силы воли немного не хватило, но как спортсмен я от этого хуже не стал, всё нормально.
И чем важнее для человека мнение окружающих, чем выше социальные требования, которые к нему предъявляются (или которые он предъявляет себе), тем больше у него самозатруднений [2].
Это всё не выдумки. Например, в германском исследовании школьникам предложили трудное задание, и половина участников получила возможность организовать себе самозатруднение, а половина — нет.
Что в итоге? Те, кто смог спрятаться за самозатруднением, переживали меньше — у них было готовое оправдание своей возможной неудаче [3].
Другие исследования показывают то же самое — как только человек сталкивается с ситуацией, где он переживает за свою компетентность, где видит угрозу своей, так сказать, самооценке, он тут же ищет вариант самозатруднения [4].
Более того, если исследователи сознательно акцентируют внимание на способностях, то это вызывает ещё большее желание самозатрудниться — лишь бы иметь возможность приписать возможные неудачи каким-то внешним факторам, а не своим способностям [5].
Как люди могут самозатрудняться? О, как угодно — принимают алкоголь накануне экзамена, смотрят телевизор до утра, слушают слишком громкую музыку во время подготовки к экзаменам, помогают своим конкурентам, налегают на неважные, но затратные дела (скажем, вместо работы над программным кодом наводят порядок на рабочем столе), не проверяют ключевые детали снаряжения и так далее.
Может показаться, кстати, что самозатрудение — это что-то вроде вторичных выгод. Конечно, это не так. Даже если бы вторичные выгоды существовали ( а их нет, см. статью “Вторичные выгоды: выдумка, которая калечит”), самозатруднение было бы не про них.
Напомню, что самозатруднение нужно для оправданий в глазах окружающих. Здесь главная цель — сохранить лицо. Не достичь результатов, не заработать денег, не получить признание окружающих — нет. Главное — не потерять лицо, не стать посмешищем. И всё поставлено на службу этой цели. Следовательно, самозатруднение позволяет достичь самой что ни на есть первичной выгоды — сохранить лицо.
Как можно преодолеть самозатруднение?
Первое средство — подчёркивать, что ошибки допустимы и служат развитию, что надо понимать, а не запоминать, что главное не победа, а рост профессионализма. Тогда самозатруднений становится меньше — ведь уходит угроза компетентности [6].
Второе средство — принятие. Когда в одном эксперименте участникам предложили думать о людях, которые примут их даже после неудачи и провала, такие участники меньше пользовались самозатруднением, чем те, кому предложили думать о людях, которые требуют определённого уровня достижений [7].
Парадокс — там, где от человека требуют высоких результатов, он, скорее всего, придумает что-нибудь, чтобы этих результатов не достичь. А там, где требований (именно требований) нет, там человек высоких результатов достигнет с большей вероятностью.
Третье средство — это работа с так называемой самооценкой (я не очень люблю этот термин, поэтому пишу «так называемой»).
Долгое время это было не очевидно — некоторые исследования показывали, что связи между самооценкой и самозатруднением нет. Однако потом исследователи присмотрелись внимательнее и оказалось, что дело в хрупкости самооценки.
Да, пусть она будет высокой, но если её легко разрушить, то человек обязательно будет прибегать к самозатрудениям — ведь это отличный способ защититься от упрёков окружающих и спасти свою хрупкую самооценку [8].
Когда у людей самооценка не просто повышается, а становится крепкой, когда они сосредотачиваются на развитии, самозатруднения становится меньше [9].
Более того, когда людей специально обучали повышать свою самооценку и не бояться отрицательных оценок, самозатруднения опять же становилось меньше [10].
Итого. Если у человека хрупкая самооценка и он боится опозориться, он может найти себе затруднение, которое объяснит его провал, не запятнав при этом его компетентность. Это порочная практика, и ей не стоит пользоваться. Укрепление самооценки вполне позволяет устранить подобное поведение.
А у меня всё, спасибо за внимание.
Кстати, о том, как сделать самооценку выше и крепче, я подробно рассказываю вот здесь.
В продолжение темы рекомендую мои статьи “Низкая самооценка убивает отношения” и “Что такое самооценка на самом деле? Вы удивитесь!..”.
1. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10413200.2015.1014974
2. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1041608018301870
3. https://hal-univ-tlse3.archives-ouvertes.fr/BNRMI/hal-01930351v1
4. https://link.springer.com/article/10.1007/s10212-018-0383-z
5. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01883/full
6, 7, 8. https://link.springer.com/article/10.1007/s11218-018-9460-z
9. https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0033294117735333
10. http://www.behavsci.ir/article_67985.html
Павел, спасибо за очередной заряд бодрости! С каждой Вашей заметкой становятся всё прочнее непреодолимые стены Знания, преграждающие путь наступлению Средневековья. Так и хочется выйти на многотысячный митинг с плакатами «Главное – не победа, а рост профессионализма!», «Верхний палеолит не пройдёт!». Предлагаю парочку поправок: «…самозатрУднения опять же становилось меньше [10]», «…он боится опозоритЬся».
Игорь, спасибо за указание на опечатки. Исправил 🙂
Так вот откуда у прокрастинации ноги растут!
опечатка:
>у них было готовое оправление своей возможной неудаче [3].
оправление -> оправдание
публиковать не обязательно)
Исправил. Спасибо большое, Николай!
Павел, спасибо за очередную замечательную статью!
Я себе такие самозатруднения устраивала часто -( и сама удивлялась, зачем))
С объяснением согласна.
На здоровье, Клара!
Павел, а как называется проблематика когда ситуация как в статье описана, например вместо работы над программным кодом навожу порядок на рабочем столе, как вы привели пример. Только за исключением что мне всё-равно как я буду выглядеть в глазах других.
Сейчас это называют прокрастинацией, Иннокентий.
Ответил?
Да. Благодарю
На здоровье!
Спасибо большое за статью!
Как про меня писали.
После достижения хорошего результата возникает жуткая апатия. Сил совсем мало, все тело ломит. И желания совершать очередной подвиг никакого нет.
Пользуйтесь на здоровье!