Но как развить в себе невозмутимость?
В интернете полно материалов на эту тему. В основном там прославляют невозмутимость и цитируют стоиков, например, Марка Аврелия.
Но вот загвоздка — во всём этом нет конкретных приёмов развития невозмутимости.
Марк Аврелий хоть и был римским императором, а ничего конкретного про развитие невозмутимости не сказал. Просто — невозмутимость «перед тем, что происходит от внешней причины» является добродетелью [1].
Интернет-философы ушли недалеко: «Наблюдай за внешним миром, но не привязывайся к нему». «Осознай, что изменения мира не зависят от тебя». «Даже когда нервы на пределе, будь холодными, как лёд».
В этом минус интернет-философии. Говорят красиво, а что делать — непонятно.
Благо, у нас есть доказательная психология, которая вооружит нас научными данными — а не просто красивыми формулировками. В этой статье я познакомлю вас с двумя приёмами, которые помогут вам развить невозмутимость.
Невозмутимость — это…
Начнём с определения — что такое «невозмутимость»?
Это состояние психологической стабильности и спокойствия, когда ничто не может вывести человека из равновесия.
Древнегреческие философы называли это состояние атараксией. По их мнению атараксия является неизбежным спутником мудреца. У кого нет атараксия, тот и не мудрец.
Отлично! Это то, что нам нужно.
У нас как раз есть инструмент для развития мудрости (следовательно — и той самой атараксии, сиречь — невозмутимости).
Сила древнего Рима
Этот инструмент нам даст тоже римский гражданин — Гай Юлий Цезарь.
Вам нужно вести дневник. Да-да, обычный дневник, ничего трудного.
Но один нюанс — писать надо от третьего лица.
То есть вместо «Дорогой дневник, сегодня у меня был трудный день — меня подрезал на дороге водитель и я с ним ругался на светофоре» нужно написать «Дорогой дневник, сегодня в Павла был трудный день — его подрезал на дороге водитель и Павел ругался с ним на светофоре».
Видите? Ничего сложного.
Такая форма письма называется иллеизмом. Гаю Юлий Цезарь постоянно её использовал — именно для развития атараксии.
Но мы ведь не будем полагаться только на опыт Цезаря, верно? В конце концов, невозмутимость ему не помогла предотвратить заговор.
Нам нужны доказательство пользы иллеизма.
И они у нас есть — спасибо Игорю Гроссману, психолог, работающему в Канаде. [2]
Все участники его эксперимента вели дневники, записывая самый значимый опыт дня. Лучше негативный, конечно — ссора с близкими, конфликт на работе, плохие новости, допущенная ошибка и так далее.
Половина из участников писали как обычно — от первого лица. Остальные ввели дневник в стиле Цезаря, используя иллеизм (т.е. от третьего лица). Делали они это не на протяжении 30 дней.
Итоги эксперимента подтвердили правоту римского императора — ведение дневника от третьего лица повышает мудрость суждений и несколько усмиряет эмоции.
Дневник Цезаря
Почему так? В пылу ссоры или размышлениях о неприятном событии, мы склонны погружаться в переживание. Наш фокус сужается до одной точки — события. Это даже полезно, если помогает направить ресурсы на решение.
Но часто ничего изменить уже нельзя, и бесконечное пережёвывание (на психологическом — руминирование) в голове только всё портит.
Здесь нам и помогает иллеизм — взгляд от третьего лица расширяет контекст. Мы как бы отступает нам шаг или два назад и поэтому можем видеть гораздо больше.
Как пишет Гроссман: «уменьшается узкий эгоцентрический фокус на переживании здесь-и-сейчас, и поощряется более широкий акцент на общей картине».
Итак, вот что вам нужно делать.
Вечером, когда все дела уже сделаны, возьмите блокнот и ручку. Вспомните, какой у вас сегодня был самый неприятный опыт. С кем-то поссорились? С чем-то не справились? Где-то накосячили?
Теперь пять минут описывайте:
а) Само событие;
б) Ваши чувства и переживания;
в) Ваши мысли во время и после ситуации.
И всё это — с использованием иллеизма. То есть пишите от третьего лица: «У него не получилось…», «Она не справилась…», «Ему плохо из-за…», «Она боится, что…» и так далее.
Может быть, вам удобно будет воспользоваться подсказкой экспериментаторов. При написании дневника как бы отвечайте на вопрос: «Почему он/она[имея в виду себя] чувствует или ведёт себя подобным образом?»
Называйте себя по имени, используйте местоимения — главное, чтобы всё это было от третьего лица.
Через пять минут можно остановиться — на сегодня работа сделана. Впрочем, можно и продолжать — это только увеличит эффект. Но и пяти минут будет достаточно.
Делайте так каждый день, и уже через месяц вы заметите, что невозмутимости внутри вас стало больше.
Дышите и ещё раз дышите
Пришло время второго инструмента. Это дыхание.
Но дыхание специфическое. Исследований американских учёных показало, что именно такое дыхание снижает тревожность, повышает настроение и уменьшает физиологические признаки стресса. Например, частоту сердечных сокращений [3].
Инструкция. Сядьте или лягте. Медленно вдохните воздух носом примерно на три четверти объёма лёгких. А потом вдохните ещё раз, заполняя лёгкие предельно, до максимума. Затем медленно выдохните ртом.
Получается так — вдооох-вдох-выыыыыыдох. И снова — вдооох-вдох-выыыыыыдох. Немного похоже на всхлипывание при плаче.
Пауз не делайте, дышите спокойно. Если голова закружилась, значит, вы дышите слишком быстро. Замедлитесь.
Делайте упражнение пять минут, лучше утром. Уже к концу первой недели вы заметите существенное изменение – вы станете спокойнее.
В исследовании этот дыхание назвали циклическим вздохом (cyclic sighing) и сравнивали с ещё двумя дыхательными и одной околомедитативной практикой.
Циклический вздох выиграл у всех с разгромным счётом. Его эффект нарастал с каждым днём, поэтому к концу экспериментального месяца группа циклического вздоха показала самые лучшие результаты.
За счёт чего это работает?
Точно пока неизвестно. Авторы исследования предположили, что тут дело в блуждающем нерве. Возможно, наше дыхание как-то влияет на него, а блуждающий нерв, в свою очередь, передаёт какую-то информацию в мозг. Из-за этого в мозгу начинаются процессы, приводящие к невозмутимости. Впрочем, это пока гипотеза, не более.
В любом случае, вот что вам нужно делать, чтобы стать невозмутимым. Утром пять минут выполняйте циклические вздохи. Вечером ведите дневник Цезаря — тоже пять минут.
Всего за десять минут в день вы всего за месяц изрядно прокачаете свою невозмутимость. А если продолжите в таком ритме хотя бы полгода, результат будет ещё нагляднее.
Кстати, есть и ещё способ развить невозмутимость. Для этого нужно разобраться с тем, почему на самом деле оскорбления вас задевают — «Правда ли, что если оскорбился, значит, согласен с оскорблением?»
Источники:
1. Марк Аврелий,« Размышления», 9.31
2. https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0956797620969170
3. https://www.cell.com/cell-reports-medicine/fulltext/S2666-3791(22)00474-8
Здравствуйте Павел!
Спасибо! Очень полезный материал! В процессе изучения мета-когнитивных техник с целью снабдить молодых докторов навыками управления стрессом, я нашла среди прочих две техники доказательно показывающие эффективность. Дыхание (box breathing) и описание своего негативного опыта для повышения продуктивности в условиях, когда необходимо нераздельное внимание в условиях потенциального социального конфликта. Писать надо непосредственно перед ожидаемой стрессовой ситуацией.
Статьи, на которые Вы ссылаетесь, интересны мне тем, что показывают эффективность других нюансов – Cyclic sighing и описание неудачного опыта в третьем лице для управления стрессом в условиях социального конфликта. Вероятно, можно предположить, что описание своих неудач в третьем лице, так же более эффективный способ и в условиях когда нужна концентрация. Вы не в курсе, есть ли материалы, подтверждающие такое?
С уважением,
Лана
Лана, добрый день.
Всё так — я тоже видел такие исследования и про написание своего опыта делал статью писал (https://zygmantovich.com/?p=22897).
Но нужна поправка. Приёмы из стать про невозмутимость не подходят для немедленного применения. Они хороши только на длинных дистанциях.
Будет ли это ответом на ваш вопрос, Лана?
Павел, здравствуйте. Хотел спросить, не может ли быть взаимосвязи между головной болью (ну или неприятными ощущениями в голове), и мыслями, когнитивными схемами. Понимаете, я около двух недель подумал кое о чем, и у меня случилась деперсонализация, и возможно именно тогда неприятные ощущения в голове. Я честно боюсь, а вдруг это эффект плацебо и мое здоровье может ухудшаться или улучшаться от моих мыслей? Тут не может быть взаимосвязи?
Добрый день, Антон!
Прямой связи нет. Но в некоторых случаях может быть головная боль наприяжения (человек думает, стискивает при этом челюсти, отсюда и напряжение). Тут надо последить за мышцами и всё прояснится.
Ответил?
Не совсем.
Дело в том, что у меня была боль в голове, некое ощущение напряжения в ней, как при высоком давлении. И довольно долго. И после самостоятельных занятий когнитивной терапией, стало лучше.
Отсюда и вопрос, не может ли тут быть связи. Нельзя от мыслей ухудшить своё здоровье или улучшить его?
Дело просто еще в том, что помимо этого была деперсонализация – и при первой выдаче в гугле против неё рекомендуют когнитивную терапию. А деперсонализация это строго говоря просто некомфортные ощущения. То есть от когнитивной терапии могут меняться ощущения? Я честно не совсем понимаю.
Антон, мысли сами по себе ничего не могут. Скорее всего, ваши занятия привели к тому, что ушли какие-то напряжения. Это изменило и ощущения, и боль.
Спасибо. Павел, я хотел еще кое что у вас спросить. Я понимаю, что это не ваша область, но она смежная. Вопрос вот о чем: люди с шизофренией – страдают от этой болезни? Они несчастны ? Просто у меня иногда возникает страх, что у меня может быть страшная болезнь, хотя и понимаю, что он не оправдан. Мне просто может помочь эта информация.
Вот тут я не очень в теме, Антон. Думаю, нужно обратиться к психиатру.
Я может не так вас понял, но под “нужно обратиться к психиатру”, вы имеете ввиду за этой информацией, а не для проверки псих.здоровья ? Просто дело в том, что у меня нет никаких симптомов шизофрении и у психиатра на консультации я был совсем недавно. Я там был по другим причинам, но и на эту тему мы с ним говорили и он сказал, что никакой шизофрении у меня нет. Этот вопрос он скорее просто для кругозора, я довольно мнительный и тревожность повышена, поэтому и возник вопрос.
Да, Антон, всё верно. Обратиться по поводу информации. Прошу прощения за корявую фомулировку.
Сложно сказать, я бы сказал что тревога скорее скачет. То сильнее то слабее.
Хотел еще спросить, какого вы мнения об антидепрессантах? Просто я принимаю один и не исключаю что тревога с ним связана. Конечно причины тревоги я бы назвал те же, что и раньше, просто возможно антидепрессант какое то фоновое, вторичное влияние оказывает.
Я не психиатр, Антон, в антидепрессантах не разбираюсь. Тут нужен профильный специалист.
Что психиатр говорит по поводу вашей тревожности? Предлагал ли он сменить антидепрессанты?
Павел, здравствуйте еще раз. Мне кажется, что с тем вопросом мне все таки лучше к вам обратиться. Потому что тут дело скорее просто в мыслях. Я понимаю, что от мыслей заболеть шизофренией невозможно, но это честно не сильно унимает тревогу. Другое дело, мысль что это болезнь и люди с ней глубоко несчастливы – помогает и тревога сразу уходит. Но у меня не получается это делать, потому что просто не знаю, так ли это на самом деле.
Я болеть шизофренией и другими психическими болезнями не хочу, и даже думать об этом не хочу. И я как бы ХОЧУ думать, чтобы мне это вредно, чтобы эти мысли мне были вредны.
В результате убрать этот страх и мысли получается не всегда. Как это сделать?
Добрый день, Антон.
Начните с моих видео по навязчивым мыслям и прочим руминациям — https://www.youtube.com/playlist?list=PLPNzHQ3dbnnqgcBRv9HAS1ToOfEiZnvoT
Думаю, там вы найдёте всё, что нужно для решения вашего вопроса.
Хорошо?
Спасибо. Я их пересмотрю, конечно. Я просто хотел еще добавить, что я хорошо знаю свои личные особенности. В норме, у меня мысли просто другими мыслями оспариваются и все. Просто существует миф, что люди с шизофренией не понимают что с ними что то не так, живут в выдуманном ими мире, и якобы им хорошо. Я буквально наобум спрашивал пару людей, считают ли они шизофреников несчастными, мне сказали нет. В результате я не могу просто сказать себе, что мне это (мысли) вредно, ведь люди то якобы счастливы. Я не могу просто не думать о чем то, если не научного обоснования, плохо это или хорошо. И в итоге тревога появляется. Могу ли я просто как то сказать, что это вредно? Это же все равно болезнь, как ни крути.
Делайте так, как вам будет лучше, Антон.
Вы же имеете ввиду методы борьбы с руминациями? Если так, то методы из ваших видео, все же, могут конкретно у меня сработать?
Антон, не понял вопроса. Если бы я не считал, что видео вам не помогут, а методы не сработают, я бы не стал давать ссылку на них.
Прошу прощения, неудачно выразился. Да я понимаю, что методики скорее всего рабочие. Я имел ввиду, могут ли лично у меня быть какие то заморочки, которые могут помешать срабатыванию методик. Я дальше справлюсь сам, единственное, хотелось бы задать вам ещё пару вопросов.
Вы ранее писали, что когнитивное оспаривание может привести к исчезновению боли в голове, неприятных ощущений в теле. Но в то же время писали, что мысли сами по себе ничего не могут. Оспаривание, это разве не работа с мыслями, или я чего то не понимаю?
И второе. Мне психиатр сказал, что никакой шизофрении или других присихических расстройств у меня нет. И чтобы “не заморачивался”. По вашему мнению, не могут ли мысли и фантазии человека навредить психическому здоровью? Они не опасны?
Фантазии не опасны, Антон, если человек их не боится. Это же ответ на ваш вопрос о когнитивном оспаривании. Боль и ощущения возникают не из-за мыслей, а из-за того, что мы уделяем им слишком много внимания.
Вы когда написали, что фантазии “не опасны, если человек из не боится” подразумевали, что они как бы становятся для человека субъективно не опасны? Просто из такого сообщения в теории можно предположить, что мысли и фантазии, если человек их боится, могут привести к шизофрении или другим психическим расстройствам. Но вы же не это имели ввиду, верно?
Не совсем, Антон. Речь о том, что из-за таких мыслей, если верить в них, начнутся руминации, это не расстройство, но от них человеку эмоционально плохо. Если не верить – проблем не будет.
Ответил?
Так понятнее, спасибо. А шизофрения или другое психическое расстройство от мыслей и фантазий появиться может? Прошу прощения за дотошность, но меня именно это перепугало.
Нет, не может 🙂 Это так не работает.
Павел, здравствуйте. Хотел задать вам несколько вопросов, про руминации. Понимаете, я страдаю сейчас от страхов, подумал, может вы сможете мне чем то помочь. Поэтому хотел спросить.
Я вас раньше спрашивал, несчастны ли шизофреники, вы ответили, что желательно обратиться к психиатру за информацией. Скажите, а вообще в целом, само допущение, что шизофреники могут не быть несчастны, не говорит само по себе проблемах с психикой? Просто я переживаю, что то, что они несчастны, это якобы также очевидно, как например то, что “2+2=4” и вообще размышлять об этом, уже нехорошо.
Второе. Понимаете, я боюсь, что если я просто могу допустить, что шизофреники могут быть счастливы, то я как бы начинаю бояться, что я могу захотеть (против воли) сойти с ума, ведь я, очевидно, хочу быть счастливым.Я понимаю, что звучит глуповато, но просто страх как таковой есть и он сильный. Можете как то мне помочь с этим? Я бы не писал вам, если бы это меня не беспокоило.
Добрый день, Антон.
Нет, это не говорит о проблемах с психикой.
Насчёт страха захотеть сойти с ума. Это обычная руминация, вроде вот этой, из видео — https://youtu.be/stLUgArEnt0 (и работать с ней нужно аналогично).
На здоровье!
Могу я у вас спросить немного по подробнее по поводу первого моего вопроса?
Дело в том, что я понимаю, что есть очевидные для большинства людей знания, что небо голубое, что “2+2=4” и все в таком духе. Я испугался, что точно так же принято считать что “все шизофреники – несчастны” или что “все псих.больные (не только шизофреники) – несчастны” А раз я допустил, что они могут быть спокойно как несчастны, так и счастливы, так и что то среднее (я в этом не разбираюсь, а значит допускаю все эти варианты в равной степени), то это нехорошо и может о проблемах с психикой. Это просто неудачная аналогия ? Ведь такие вещи нельзя относить к очевидным знаниям, это что то более узкоспециализированное, верно? Просто я могу конечно только наблюдать за такими мыслями, но у меня от этого, к сожалению, не появятся ответы на эти вопросы.
Вам не нужны ответы на эти вопросы — они ничего не изменят. Пока вы не научитесь относиться к ним равнодушно, они будут донимать вас. Обратите внимание — мои ответы не успокаивают вас, а вызывают новые вопросы. Почему? Потому что вы считаете это всё очень важным юля себя. И вот к чему это приводит — вы не можете остановиться. Это тупиковый путь, увы. Нужно идти путём, который описан в видео, которое я вам рекомендовал.
Я вас понял, хорошо. Тут дело в том, что если , например, мне приходит на ум какой нибудь образ. И я решаю не отвлекаться,ю и ничего не с ним не делать. Если он условно абстрактный, то это я ещё могу просто нейтрально относиться. Но если этот образ очень конкретный и реалистичный? В таком случае я сразу начинаю его подавлять, иначе ну очень сильный страх. Может дело в том, что я задумался об этом очень так конкретно и именно от этого образ становится детальным? Или мне нужно прям не реагировать даже на самый детальный и страшный образ?
Нужно не реагировать даже на самый детальный и страшный образ. Это всего лишь образ, он не навредит.
Павел, здравствуйте. Я занимаюсь по методикам из видео, и они однозначно дают позитивный эффект. И оспариванием занимаюсь параллельно, ну так, не особо углубляясь. Хотел спросить вот что – у меня же естественно есть потребность быть уверенным в том, что я нормальный и психически здоровый. Что у меня есть какой то взгляд на мир и что он адекватный. И если я просто не придаю мыслям значения и все, я в неком тупике себя ощущаю. Ведь мой страх выглядит примерно так: “А вдруг вот я что то подумал и это было как то не нормально и я теперь психически нездоровый”. Как я могу быть уверен что у меня все в порядке, если я не оспорил эти мысли?
Антон, добрый день. Подумайте вот над чем. Вы уже много раз оспаривали мысли о том, что вы психически нездоровый человек. Но ничего не изменилось — вас по-прежнему беспокоит этот момент. Может быть, здесь содержится намёк на ответ? Как считаете?
Вы имеете ввиду, что я это уже оспаривал и поэтому у меня будет уверенность?
Я к тому, что вы уже оспаривали, и это ничего не изменило. Можно для разнообразия пойти другим путём.
Павел, здравствуйте. Скажите, а может ли такое быть, что после проделанного комплекса упражнений на расслабление, наблюдение за мыслями, все равно остается тревога? Я как то например посчитал, у меня в день получилось суммарно 40 минут упражнений (это если все вместе за день сложить). Такое может быть ?
Добрый день, Антон.
Да, это не исключено. О причинах ответить не могу, по комментариям не понять. Тут главное вот что — эта остающаяся тревога сильнее или слабее изначальной?
Он прописал антидепрессант от тревожности. На мой взгляд, принимать его было очень поспешным решением с моей стороны.
Павел, я хотел у вас спросить. Дело в том, что мне уже сильно лучше в плане моей тревоги, причем лучше благодаря именно оспариванию, как то у меня с этим лучше выходит. Так вот, я знаю что похожий вопрос уже был и пойму, если вы отвечать не будете. Просто как я уже упоминал метод “знания” у меня работает намного лучше и мнение специалиста, пускай и в смежной сфере, для меня важнее, чем обычного человека.
Я вам раньше писал, что допускал в прошлом, что шизофреники могут быть счастливы и пугался, что такая мысль не здорова (ведь шизофрения – болезнь), вы ответили, что напротив, о проблемах с психикой она не говорит. Но просто допущение можно рассматривать как 1 процент из 100 А я тогда думал, что шизофреники вполне могут быть счастливы, что это очень даже вероятно. Сейчас я правда так уже не считаю, но все равно. Такие мысли, они нормальны для здорового человека?
Все мысли нормальны, Антон. Подчёркиваю — все. Думать можно что угодно. Делать — не надо.
Спасибо вам огромное, Павел. Ваши сообщения очень помогли, тревожность теперь появляется совсем редко и проходит быстро. Хотелось бы еще буквально пару моментов уточнить.
Вот вы написали, что то, что я в прошлом допускал, что шизофреники могут быть счастливы, было нормально и что все мысли вообще нормальны. Я просто хотел еще добавить – есть же неадекватные люди, которые верят в какой нибудь бред. Понятно, что это у них тоже просто мысли, но они же в это верят. И я вполне допускал, что шизофреники могут быть счастливы – как версию. То есть это была не просто мысль. Я же правильно понимаю, что это в корне разные вещи и что у меня с психикой все в порядке ?
И второе – я упоминал что у меня были мысли про шизофреников, и вы ответили , что, думать можно все что угодно, а “делать – не надо”. Вы же не под “делать” не подразумевали – заболеть шизофренией? Я помню, что вы писали, что от мыслей и фантазий шизофрения появиться не может – речь шла, я так понял, о том, что, например – вот вздумалось человеку нахамить члену семьи или даже насилие ему причинить, но делать ему это очевидно не надо. И все в таком духе. Вы же это хотели донести?
Да, Антон, вы всё поняли правильно — это в корне разные вещи и что у меня с психикой все в порядке.
По второму пункту вы тоже всё поняли правильно.
Круто!
Павел, у вас был курс для женщин “Мужские тайны”. Сделайте мужской – “Женские тайны”. Ибо нужно…очень ))
Спрос настолько мал, увы, что делать невыгодно 🙁
В смысле — все хотят чуши вроде «Женщина: учебник для мужчин», а научные знания не в чести, к сожалению.
Вся статья о нашем всемогущем Mindfulness, о развитии “наблюдающего Я”.
Наталья, вообще нет 🙂
Добрый день, Павел!
Спасибо за такую полезную статью. Возникло 2 вопроса:
1. Если описывать самый негативный опыт дня, то что там писать-то целых 5 минут? После телефонного разговора с бывшей он обозлился на весь свет и переколотил посуду на столе. Или надо подробнейше? Кто что именно сказал? Какие мысли и чувства эти слова вызвали и почему? Так?
2. Перечитывать дневник надо? Или просто писать, в стол?
Добрый день, Елена.
1. Добавил ответ в текст. “Теперь пять минут описывайте это событие и ваши чувства, используя иллеимз. То есть пишите от третьего лица: «У него не получилось…», «Она не справилась…», «Ему плохо из-за…», «Она боится, что…» и так далее. Может быть, вам удобно будет воспользоваться подсказкой экспериментаторов. При написании дневника как бы отвечайте на вопрос: «Почему он/она[имея в виду себя] чувствует или ведёт себя подобным образом?»”
2. Нет, перечитывать не надо.
Здраствуйте, Павел Зыгмантович. Работает ли техника с дневником на электронных устройств, например, телефон, ноутбук и т.д.?
Добрый день, Эмиль.
При прочих равных всегда лучше писать от руки, но на худой конец сгодится всё, что угодно.
Здравствуйте, Павел!
Подскажите, пожалуйста, как решить следующую проблему, возникшую несмотря на возраст 26 лет.
В данный момент все еще проживаю с родителями и многого не умею по быту. Учиться у мамы быту чаще всего не решаюсь, т.к. может сильно обругать за глупости в процессе, а выдерживать ее ругания я неспособен.
При этом зная меня, если учиться чему-то такому из интернета, а не под контролем реального человека, то будет получаться что то очень странное, т.к. имеется сильная рассеянность, провалы в кругозоре, импульсивность.
Спасибо!
Добрый день, Дмитрий.
Спокойно отнеситесь к тому, что получится странное. Это у всех так по первости. Выбирайте такую задачу, которая даже в самом плохом исполнении не сильно навредит. И учитесь ей, используя интернет. Вы совершите много ошибок, но поскольку сама ситуация будет некритичной, ошибки ничего не испортят. А когда освоитесь — двигайтесь дальше. Выросший уровень мастерства позволит вам избежать самых нехороших ошибок, так что опять — ничего критичного не случится.
Ответил, Дмитрий?
Да, спасибо большое за ответ!
На здоровье, Дмитрий!
Здравствуйте, Павел!
Подскажите, пожалуйста, как не быть убежденным в том, что моя жизненная ситуация не может быть нормальной, т.к. она еще никогда не была нормальной, с рождения творились крайне неприятные ситуации во всех сферах жизни(всегда имел чудовищные социальные страхи и не умел общаться, никогда не был способен нормально работать, всегда все криво и странно получать по быту и любому принятию решений и т.д.)
Спасибо!
Добрый день, Дмитрий!
Тут нужна внешнее влияние. Идеальный вариант — люди, которые переживают что-то похожее на вашу ситуацию.
Скажите пожалуйста, есть ли рядом с вами такие? Может быть, вы могли бы их найти каким-то образом?
Спасибо большое за ответ!
Касательно вопросов, пока таких людей не знаю
На здоровье!